Финно-угорские народы
Новейшие данные современной науки свидетельствуют, что носители финно-угорских языков живут на территории Европы уже почти 10 тысячелетий. По-видимому, в Восточной и Центральной Европе до т.н. Великого переселения народов звучала преимущественно финно-угорская речь.В наше время представители уральской семьи языков (финно-угорских и самодийских) насчитывают около 25 млн. человек и проживают на территории, которая простирается от Норвегии на западе до Приобья на востоке и низовий Дуная на юге. Регионы их обитания – это множество анклавов, окруженных соседями, говорящими на индоевропейских (германских, славянских, романских) и тюркских языках.
Финно-угорский менталитет и роль языка
Главным фактором, который объединяет финно-угорские народы, является принадлежность их языков к одной языковой семье. Несмотря на одинаковую структуру языков, уральские народы не всегда понимают друг друга. Эстонец, правда, может понять речь финна, эрзяне понимают мокшан, а удмурт может побеседовать с коми, однако более удаленные друг от друга носители уральских языков должны проявить усердие, чтобы обнаружить общие черты своих языков, которые подтвердили бы их общее происхождение.
Языковое родство финно-угров прослеживается прежде всего в сходстве языковых конструкций, что в свою очередь влияет на формирование образа мышления и мировоззрения народов. Это обстоятельство способствует взаимопониманию между финно-угорскими народами, несмотря на различия культур. В то же время своеобычная психология уральских народов, обусловленная строением их языков, обогащает мировую культуру уникальным миропониманием, возможным лишь при мыслительном процессе на этих языках. Например, в отличие от индоевропейцев люди, думающие на финно-угорских языках, склонны рассматривать природу не как объект, а скорее как своего партнера. У большинства финно-угорских народов культура не наложила печати агрессивности на их историю. Они всегда стремились приспосабливаться к своим новым соседям – вплоть до того, что предпочитали мигрировать, дабы сохранить свою самобытность.
Расовые, религиозные и культурные различия финно-угорских народов
Западные финно-угры принадлежат к европеoидной расе. Но, например, самые близкие венграм народы – ханты и манси в Сибири, а также их соседи самодийцы – относятся к уральской подрасе, имеющей как европеоидные, так и монголоидные черты.
Культура волжско-финских, пермских и малочисленных прибалтийско-финских народов – чисто аграрная: по ряду исторических, политических и культурных причин у них не сложилось предпосылок для развития своей городской культуры. Столетиями культура хантов, манси и самодийских народов, основанная на охоте, рыболовстве и оленеводстве, адаптировалась к нелегким условиям Сибири. И, к сожалению, оказалась крайне уязвимой в отношении отрицательных влияний современной индустриальной культуры.
Что касается религии, то большинство финно-угров – христиане. Эстонцы, финны и западные саамы – лютеране, венгры – большей частью католики, хотя среди них есть также кальвинисты и лютеране. В Европейской части России финно-угры исповедуют главным образом православие. Однако удмуртам и марийцам удалось сохранить и свою древнюю анимистическую религию, а сибирским финно-угорским и самодийским народам – шаманизм.
Международное сотрудничество
Общность финно-угорских народов заметно повлияла на развитие их национального самосознания. Так, на финнов оказали влияние их контакты с венграми, сами же финны всегда стремились поддерживать культуру своих ближайших соседей – карел. Во многом финны послужили примером для эстонцев и часто оказывали им поддержку. Живущим в Латвии ливам поддержка финнов, эстонцев и венгров помогла вернуть из забвения свое национальное самосознание и культуру. А финно-уграм России сохранять свое национальное самосознание помогает осознание родства с финнами, венграми и эстонцами. Моральная и материальная поддержка от «братьев по языку» крайне важна для развития их языков и культур.
Роль главного форума финно-угров выполняет Всемирный конгресс финно-угорских народов, созываемый каждые четыре года начиная с 1992-го. Постоянный орган конгресса – Консультативный комитет финно-угорских народов – представлен в рабочих группах комиссии по правам человека ООН. Своей основной целью всемирный конгресс считает сохранение и развитие финно-угорских народов и их культур как части всемирного наследия человечества. Сегодня права национальных меньшинств – это не только вопрос внутренней политики той или иной страны, но и объект внимания всего международного сообщества.
Международное сообщество уже начало уделять значительное внимание положению коренных финно-угорских народов в Российской Федерации. Парламентская Ассамблея Совета Европы не раз обращала внимание на культурную и языковую ситуацию этих народов. Данный вопрос затрагивался и Европейским Союзом в ходе встреч с российскими лидерами. Проблемами коренных народов озабочена и Организация Объединенных Наций, объявившая Вторую международную декаду коренных народов мира.
Эстонская Программа родственных народов
Эстония стремится помогать развитию других финно-угорских народов, выделяя для этого культурные, образовательные и экономические ресурсы и сотрудничая как с центральным правительством России, так и с местными органами власти, дабы расширять возможности финно-угорских народов и содействовать сохранению их языков и культур.
Дополнительная информация:
Эстонская Программа родственных народов
Недоходное объединение «Учреждение Фенно-Угриа»
Статистика и политический статус
К финно-угорским относятся 24 народа, историческая судьба и политический статус которых очень различаются. Будучи коренными жителями на своей земле, они в большинстве своем государственности никогда не имели. Только около 15 млн. венгров, 5 млн. финнов и 1 млн. эстонцев к настоящему времени создали свои независимые государства.
Саамы живут в четырех странах и говорят на девяти разных языках. Лишь в ХХ веке они смогли приступить к восстановлению своей национальной общности. Первая встреча, в которой приняли участие саамы из Норвегии и Швеции, произошла в феврале 1917 года в г. Тронхейм. Первая конференция саамов всех северных стран состоялась в 1953 году. На второй конференции (1956) был образован Саамский союз Северных стран, в 1992 году к нему присоединились и российские саамы. Вместе с индейцами Северной Америки западные саамы в 1975 году создали Всемирный совет коренных народов. В Финляндии, Норвегии и Швеции работают саамские парламенты (соответственно с 1973, 1989 и 1993 года) как совещательные органы при правительствах. Издаются книги, газеты и журналы на саамских языках. В результате сотрудничества саамских редакций радио Северных стран в эфир выходит круглосуточная радиопрограмма. В 1999 году на северосаамском языке (около 35 тыс. говорящих) была защищена докторская диссертация, а среднее образование на этом языке гарантировано каждому на т.н. саамской территории. В России саамский язык как иностранный преподается детям саамов в начальных классах на добровольной основе.
Живущие в Норвегии квены говорят на диалекте финского языка и считаются национальным меньшинством. Диалект меянкиели (тоже финский) имеет статус регионального языка в Швеции.
Ливы получили статус коренного народа в Латвии, но ливский язык изучается только на университетском уровне. В независимой Латвии опубликованы некоторые книги на ливском языке, в конце прошлого столетия издавался журнал, посвяженный ливской культуре. К 1990-м годам ливским языком владели не более 20 человек.
Большая часть традиционной территории расселения народа сето находится в Псковской области России, однако большинство их переселились в Эстонию.
Говорящие на южноэстонском диалекте, но этнографически и конфессионально отличающиеся от остальных эстонцев сето провозгласили себя отдельным народом. Эстонское государство этого не признает, тем не менее поддерживает развитие культуры и языка сето, для чего создан специальный фонд. Издаются книги, CD, газета.
Из 24 финно-угорских народов 17 проживают в России, три из них (саамы, ингерманландские финны и сето) – как в России, так и за ее пределами. По данным российской переписи населения 2002 года, численность финно-угров резко сократилась по сравнению с предыдущей переписью (1989 г., учитываются данные по РСФСР) – с 3,3 млн. до 2,7. Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики (карелы, мордва, марийцы и удмурты) или автономные округи (ханты, манси и ненцы), в которых являются национальными меньшинствами. Коми-Пермяцкий АО, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У вепсов в Карелии есть своя национальная волость, а ингерманландские финны, ижора и селькупы не располагают территориальной автономией ни в каком виде.
В рамках автономии народы имеют разные права. Только республики могут провозглашать свои национальные языки государственными наряду с русским. Из финно-угорских республик лишь Карелия не воспользовалась этим правом.
Водь, ижора и энцы (енисейские самодийцы) ассимилированы доминирующей русской культурой и русским языком настолько, что родным языком владеют лишь пожилые люди.
Число жителей России, фактически владеющих финно-угорскими языками, с 1989 года по 2002 сократилось на 257,5 тысяч, т.е. больше чем на 10 процентов от общего числа, и этот спад продолжается.
Существует немало факторов, которые тормозят рост национального самосознания финно-угорских народов. Основные среди них – это урбанизация, современные демографические изменения и миграционные тенденции, а также смешанные браки и недостаточное развитие городской культуры у этих народов. В последнее время в России растут настроения ксенофобии, которые тоже не благоприятствуют развитию самосознания национальных меньшинств.
Все перечисленные факторы препятствуют сохранению у финно-угров присущего им образа жизни, который отвечал бы их самобытным традициям и культурным предпочтениям. Еще один немаловажный фактор – сокращение объема образования на родном языке. Некоторые коренные финно-угорские языки служат языком обучения только в начальной школе, а по новым учебным программам сокращается объем преподавания родных языков и литератур в старших классах.
Финно-угорьские народы
Народ |
Численность |
Рост / сокращение 1989-2002* |
Страны |
Венгры |
15 000 000 |
|
Венгрия, Румыния, Словакия, Австрия и др. |
Финны |
5 000 000 |
|
Финляндия, Швеция, Россия, Эстония |
Эстонцы |
1 000 000 |
|
Эстония |
Мордва (эрзя и мокша) |
843 400 |
-22% |
Россия |
Удмурты |
636 900 |
-11% |
Россия |
Марийцы |
604 300 |
-6% |
Россия |
Коми-зыряне |
293 400 |
-13% |
Россия |
Коми-пермяки |
125 200 |
-15% |
Россия |
Карелы |
93 300 |
-27% |
Россия |
Саамы |
55 000–100 000 |
|
Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия |
Ненцы |
41 300 |
+21% |
Россия (Сибирь) |
Ханты |
28 700 |
+28% |
Россия (Сибирь) |
Чанго |
20 000 |
|
Румыния |
Манси |
11 400 |
+37% |
Россия (Сибирь) |
Квены |
10 000 |
|
Норвегия |
Вепсы |
8 200 |
-33% |
Россия |
Селькупы |
4 200 |
+16% |
Россия (Сибирь) |
Бесермяне |
3 000 |
(в 1989 г. не учитывались) |
Россия |
Нганасаны |
800 |
-38% |
Россия (Сибирь) |
Ижорцы |
700 |
-12% |
Россия |
Энцы |
300 |
+50% |
Россия (Сибирь) |
Ливы |
250 |
|
Латвия |
Водь |
100 |
(в 1989 г. не учитывались) |
Россия |
* В таблице дано сравнение данных переписи населения Российской Федерации 2002 г. с данными переписи СССР 1989 г. по РСФСР. Динамику численности других народов в сходном виде оценить нельзя из-за отсутствия, неполноты либо неоднородности имеющихся данных.
|